О фильме Лунгина "Остров"

Посмотрел фильм "Остров" Лунгина.

Обдумывал его несколько дней. Собственно я и сейчас его вспоминаю и время от времени "додумываю". Фильм неплохой, но суть не в этом.

 В целом о фильме можно говорить много, но хочу обратить внимание всего на два момента.

1) Черту характера: служение.
То, что о.Анатолий катает тачку с углем, спит на угле и т.д. не есть вид мазохизма: "смотри, Боженька, как я страдаю, пожалей меня, бедненького". Не есть это и попытка заслужить "бонус" у Бога с помощью дел. Это видно по нескольким мелким моментам, но особенно хорошо по эпизоду: служба в храме, пожар, все выбегают наружу, накал суеты, о.Анатолий остается один в храме, никто его не видит, некому оценить его поступки, а он проверяет батареи: хорошо ли топлю, тепло ли братьям? Этими словами эпизод не описывается полностью, необходимо посмотреть внимательно. Эпизод как мазок кисти отрисовывает характер не деятеля, не работника, не раба, а посвященного служителя, что является частю характера самого Иисуса Христа

2) Отношения.
В начале фильма "Остров" отношения о.Иов к о.Анатолию это типичное отношение человека "религиозного" (т.е. человека, знающего только внешнюю сторону религии, но не имеющего собственно веры) к верующему: зависть и желание придавить, выправить насильственным путем, заставить быть похожим на себя, быть "как все", и при этом понимание в моменты просветления, кто Каин, а кто Авель. Пример с Каином и Авелем довольно хорош, потому что в нем явно прописано, что дело не в том, кто приволок а жертвеннику бОльшую жертву, а в том, что Бог вначале смотрит на самого человека, на его жизнь, а только потом на его жертву.

К счастью для самого о.Иова над ним и о.Анатолием был общий начальник, поэтому ему не представилось возможности "исправить" о.Анатолия. И еще: о.Иов тоже молился Богу, просил создать в нем сердце чистое, и хотя он думал, что Бог его не слышит, но Бог ответил и на его молитвы, что стало явно к концу фильма

 
Это всего два элемента, суммируя же по фильму: этот фильм - чудо Господне, потому что кроме таланта и профессионализма режиссера, актеров и т.д. в нем есть еще кое-что: сам остров, монастырь, время, тачка с углем и все остальное, весь сюжет, видеоряд и т.д. всего лишь рама, холст, краски, контент. Фильм как древняя икона, на которой из-под новодела, из-под лубочно-ярких красок, тонко, тихо, но точно проступает лик Иисуса Христа.
 Такое невозможно подделать, скопировать, такое можно только явить, получив не опосредованно, через дела, слова, опыт, знания, или быто ни было еще, а непосредственно от Бога. И этот проступающий характер и есть суть христианства.

Назад
На главную

Сайт создан в системе uCoz